Тициан. "Диана и Актеон". #понятноеискусство, #музейвкармане, описание картины обзор


Дата: 16.03.2019 10:49:40 Просмотров: 49 Длительность: 06:50
Поделиться:

Категории: Образование
Тициан. "Диана и Актеон". #понятноеискусство, #музейвкармане, описание картины обзор

Картина Тициана «Диана и Актеон», 1559 год

Эта картина входит в серию из 7 полотен, написанных Тицианом на мифологические темы по заказу короля испании Филиппа II. В то время они считались настолько откровенными, что их завешивали гардиной в присутствии дам.

Актеон — это персонаж древнегреческой мифологии, внук небезызвестного Аполлона. Его воспитал кентавр Хирон, который обучил юношу стрельбе из лука, сделав из него прекрасного охотника.

Согласно мифу, однажды во время охоты Актеон случайно подошёл к реке, в которой богиня Диана купалась со своими нимфами. На полотне Тициана река заменена ручьем, а богиня Диана изображена на берегу, восседающей на покрытой дорогой тканью скамье.

Голову Дианы венчает полумесяц, поскольку эта Богиня олицетворяет луну. В ее волосы вплетены нити жемчуга. Она прикрывает лицо и тело куском ткани: этот жест и вся ее поза выражают стыдливость. Справа от нее находится темнокожая служанка, пытающяяся закрыть ее своим телом. Единственная из нимф, никак не отреагировавшая на появление Актеона, продолжает, как ни в чем ни бывало, вытирать полотенцем ноги богини. Остальные нимфы отреагировали на появление охотника по-разному: одна из них спряталась за колонну, другая словно сжалась в комок, третья бросилась прочь, а четвертая, находящаяся к Актеону ближе всех, повернула в ужасе и недовольстве лицо к Диане и что-то ей говорит.

Актеон предстает перед нами в левом краю картины в образе молодого охотника. У него кудрявые волосы и мускулистое тело. Его одежда – некое подобие тоги, за спиной виднеется колчан со стрелами. Увидев прекрасных купальщиц, он замер от удивления и выронил лук на землю. К этому удивлению примешивается ужас, и Актеон подается телом назад. Вид обнаженных нимф и богини Дианы, хотя и является для него восхитительным зрелищем, но он вскидывает руки в ужасе, понимая, что ничего хорошего его не ждет.

Диана была застигнута врасплох: даже богам не дозволялось видеть ее без одежды, а что уж говорить о простых смертных, вроде Актеона. Некоторые литературные источники утверждают, что Актеон воспылал к Диане страстью и хотел овладеть ей. (Тут необходимо вспомнить, что римская богиня Диана является девственной и вечно юной богиней охоты, а также богиней женского целомудрия). Разве могла она это стерпеть? Присутствующая на картине красная занавеска в общем-то ничто и никого не прикрывает. Она скорее служит для усиления драматического эффекта, причем красный цвет – это цвет страсти, о которой мы только что говорили.

Согласно другим источникам, Актеон заявил Диане, что он, простой смертный, превосходит ее, богиню, в искусстве срельбы из лука. Тоже вполне себе недостойное поведение, это все-равно что сказать королю, что ты мог бы управлять страной лучше него.

Вуайеризм, попытка изнасилования, посягательство на авторитет – любого из этих действий было достаточно для того, чтобы разгневать представительницу божественного пантеона. Она смотрит на Актеона косым взглядом, и мы понимаем, что если бы взгляды могли убивать, то этот несчатный был бы уже мертв. В этот момент она уже думает о том, как именно ей наказать этого наглеца.

Сначала она хотела поразить его стрелой, однако, из-за того, что ее верный лук не находился рядом, она решила прибегнуть к другому способу. Она зачерпнула воды из реки, брызнула ей в Актеона, и сказала: «Давай, иди расскажи всем, что видел меня голой!» И добавила: «Если сможешь..»

Актеон не заставил себя ждать и бросился прочь. Ему сначала показалось странным, что он бежит быстрее обычного, но затем он увидел свое отражение в ручье и все понял. Богиня Диана превратила его в оленя. Сцена с этой трансформацией изображена на картине Тициана «Смерть Актеона». Несмотря на свои попытки убежать, он был растерзан своими же собаками.

Если мы внимательно посмотрим на картину «Диана и Актеон», то увидим на ней элементы, которые говорят заранее о незавидной судьбе охотника. Это, например, рогатый череп оленя, который не так-то просто заметить на каменной колонне. Рядом с этим охотничьим трофеем находятся шкуры животных, развешенные на ветвях деревьев. Вдалеке за деревьями можно увидеть Диану, преследующюю оленя вверх по холму: это своеобразное продолжение сцены в миниатюре. Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть верного пса Актеона, изображенного рядом с ногой хозяина. Через несколько мгновений он превратится из друга человека в его убийцу.

Написать комментарий




Комментарии

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.